История покера вообще теряется в веках, хотя в целом считается, что игра появилась в начале 18 века, и развивалась в Америке из похожих европейских игр. Но мы поговорим о более близком прошлом, которое отстоит от нас лишь не более 10-20 лет, об истории онлайн покера. Зачатки онлайн покера можно найти в чатах (IRC - Internet Relay Chat) университетских сетей в конце 80х, начале 90х. Для них была организована специальная система, игра шла в текстовом режиме и чисто «на фантики». В общем, такая игра по переписке в онлайн-режиме.
Игра на реальные деньги пришла в интернет в начале 90х, и это был не покер, а букмекинг. Казино появились в 96м году, в отличие от букмекеров тут были уже не простенькие странички, а скачиваемые программы с приличной (ну на тот момент) графикой. По крайней мере принципы онлайн игры, а также способы оплаты уже были разработаны, тут покер пришёл не на пустое место. А первым покер-румом стал Planet Poker (сейчас существует лишь как сайт для игры на фантики). Разработка и тестирование, а также начальный сбор игроков начались в 1997 году, а официальное открытие состоялось 1 января 1998 года. Рум предлагал в то время лишь стол $3/$6 техасского холдема. Изначально игра шла только в определённое время, достаточно народу для круглосуточной игры набралось лишь через пол года, к этому времени уже и лимитов стало больше. Кстати сказать, текущему стандарту рейка 5% макс. $3, мы обязаны также Planet Poker, появившись более 10 лет назад, он остаётся фактически неизменным.
Вторым покер-румом стал Paradise Poker (сейчас входит в сеть IPN и принадлежит крупному букмекеру SportingBet), открывшийся в 1999 году. Так совпало, что к моменту открытия рума у Planet Poker возникли технические проблемы, сайт несколько дней не функционировал, что позволило Paradise довольно быстро привлечь к себе игроков. Качество софта у новичка было гораздо выше, а в то время, на заре развития интернета, качественный софт, устойчивый к разрывам связи, был крайне важен. К сожалению для Planet Pokerа, они и дальше продолжали испытывать проблемы с софтом, пытались его улучшить, приглашали на помощь Майка Каро, но из-за проблем с поставщиками (они нанимали различные компании для разработки софта) значительная часть денег пропала втуне. Всё это не позволило «отцам-основателям» занять значительно место на рынке. А вот Paradise Poker быстро шёл вперёд, его софт долгое время считался лучшим, на который ровнялись конкуренты. В 1999 году открылся и PokerRoom, но он довольно долго функционировал лишь как место игры «на фантики» и не имел скачиваемой версии.
Дальше в 2000 году открылся Ultimate Bet, в 2001 - Party Poker, Poker Stars. Кстати, обратите внимание, все первые покер-румы имели собственный софт, никаких покерных сетей не существовало. Примерно в то же время произошёл и первый крупный покерный скандал. В 2000 был открыт рум Poker Spot, который кроме прочего первым предложил турниры. Так вот этот рум не смог получить деньги игроков от процессора кредитных карточек, а следовательно, не смог выплатить деньги игрокам и обанкротился. До 2003 года лидером индустрии оставался Paradise, будущие лидеры, правда, времени даром не теряли, экспериментировали, пытались отобрать первенство. Так Party Poker (кстати, этот рум был организован владельцами нескольких онлайн казино) делал упор на маркетинг, вкладывал большие деньги в ТВ-рекламу и спонсорство телевизионных турниров (например, World Poker Tour). Poker Stars пошли по пути развития турниров, это был преимущественно турнирный сайт. Они же стали активно посылать игроков на крупные оффлайн турниры. Один из таких игроков и перевернул мир онлайн игр.
Главный турнир WSOP и $2,5 млн. в 2003 году выиграл никому неизвестный бухгалтер Крис Манимейкер. Как оказалось, это был его первый оффлайн турнир, и попал он на него, начав с тридцатипятидолларового сателлита на Poker Stars. То что произошло дальше называют «эффектом Манимейкера» - воодушевлённые его успехом, народ повалил в онлайновые покер-румы (да и оффлайн тоже неплохо поднялся). Количество игроков резко выросло в разы, на волне популярности онлайн покера выиграли все, но наибольший рост был у Старзов, как рума, открывшего миру Криса, и Парти, которых хорошо знали, благодаря активной рекламе. Успех Манимейкера затронул и оффлайн - в 2004 году в финальном турнире WSOP участвовало в три раза больше народу, активно начали издаваться покерные книги. В это время начинается господство Party Poker на рынке онлайн покера. В 2005-2006 года половина всех игроков играли именно на Парти, и компания заявляла о планах довести это число до 80%. Замечу, что в это время главной игрой был лимитный покер на полном столе. В безлимит играли мало, и только на самых низких ставках. Кстати, низкие ставки вообще были не очень популярны среди румов, лимиты часто начинались с 10-50 центов. Но и высоких ставок в нынешнем понимании тоже не было, в 2003 году лидеры (Парти и Старзы) ввели «сверхвысокие» по тем временам лимиты 15/30 и 30/60.
С ростом количества игроков расширялись и лимиты, причём как в сторону их уменьшения (для новичков и не столь богатых как США стран), так и в сторону увеличения (для оффлайн профессионалов и набивших руку в онлайне игроков). Так как многие стали приходить в онлайн покер после просмотра ТВ-трансляций, а там показывается в основном игра турнирная, причём в безлимитный холдем, соответственно, стала расти популярность турниров и безлимита. Где-то в 2005 году наметился переход к более активным и агрессивным играм на коротких столах - игроки привыкли к быстрому ходу игры в онлайне и захотели дальше ускорить действие, тогда же стали появляться различные «турбо» СнГ.
2004 стал годом появления покерных сетей. Если до этого на рынке превалировали отдельные покер-румы, то теперь в игру вошли поставщики софта для онлайн казино. Они привыкли делать софт и продавать его многочисленным клиентам, так что идея построения сетей из принадлежащих отдельным людям, но использующих общую программную платформу румов, принадлежит, видимо, им. С небольшой разницей во времени на покерный рынок вышла лидирующая четвёрка поставщиков софта для казино: Майкрогейминг (сеть изначально называлась Prima, сейчас Microgaming), Криптолоджик (сеть Cryptologic в 2009 году присоединилась к IPN), Плейтек (сеть iPoker, в 2007 они также купили и поглотили сети Tain и Tribeca), Босс Медия (сеть IPN). Как видите, были и другие сети, но большинство их них до настоящего момента не дожили. Исключением можно назвать, пожалуй, лишь сеть B2B (позже 24h, ныне Entraction), которая неплохо себя чувствует и сейчас. Примерно в это время начала формироваться сеть Ongame на базе вышеупомянутого PokerRoom. Изначально Ongame было названием компании, а сеть называлась PokerNetwork, но в 2006 сеть была куплена крупным букмекером BWin и переименована. Кстати, сайт-родоначальник PokerRoom был закрыт в 2009, игроки переведены в BWin.
2005 год стал годом рождения FullTilt Poker. Казалось бы, к этому времени рынок был уже довольно насыщен, новые румы если и появлялись, то в основном в составе сетей, раскрутка покер-рума с нуля становится очень нетривиальной и дорогостоящей задачей. Однако владельцы FullTilt Poker выбирают необычный (по тому времени) подход - среди организаторов есть популярные профессиональные игроки как Ховард Ледерер и Крис Фергюсон и они предлагают других профессионалов представлять рум. Не обязательно платить за ТВ-рекламу или спонсировать турнир, можно спонсировать хороших игроков - они и на турнире в кепке с логотипом посидят, попав в телевизор, и интервью дадут, и вообще возможность поиграть с Филом Айви (или хотя бы посмотреть его игру) и другими известными игроками привлекает многих. Эта политика дала свои плоды, сейчас у ФулТилта крупнейшая команда профессионалов, они твёрдо заняли второе место по посещаемости, по их пути пытаются идти все ведущие румы...
2005 также стал годом, когда румы начали обращать внимание на Россию. Открылся RedStar Poker - первый отечественный рум, изначально он имел свой софт, но позднее вошёл в сеть Cake. В открытии рума принимали участие некоторые отечественные хоккеисты, игравшие в НХЛ и знакомые там с покером, в нём начинал играть Александр Кострицын, играли многие наши известные игроки. Чуть позже появился GoPlay (сеть Entraction), в этом же году появились русские сайты у некоторых сетевых румов. На отечественном ТВ прошло первое покерное шоу, правда, канал был даже не первой двадцатки, так что вряд ли его кто-то заметил. В дальнейшем интерес к нашему рынку будет расти, сейчас практически все отдельные румы и представители большинства сетей в топ-15 имеют русские сайты, софт, поддержку и работают с Вебмани или Монетой.
2006 год - ещё одна переломная дата, подло, исподтишка в США провели UIGEA - закон, запрещающий в США онлайновые азартные игры и финансовые транзакции для них. Значительная часть румов и сетей (все, кто был акционирован) вынуждены были отказаться принимать американцев, что сразу отняло у них порядка половины игроков. Party Poker потерял своё лидерство, опустившись на второе, а затем на третье и даже четвёртое место (сейчас они снова третьи). Пострадали и все основные сети, зато круто поднялись Poker Stars и FullTilt (сейчас первое и второе место с двукратными отрывами по посещаемости между собой и от Парти). До половины американцев в скором времени прекратили играть в онлайне, так как американские банки прекратили обслуживать игорные транзакции по картам, и большинство электронных платёжных систем перестали работать с гражданами США. Neteller пытался игнорировать закон, но после ареста пары человек и $55 млн., они резко передумали :). Недолго затем продержался и ePassport (а Манибукерс и рыпаться не стали). Правда, сейчас есть специальные платёжные системы для американцев типа QuickTendera, но всё равно проведение транзакций для них остаётся затруднённым.
В конце того же года антиигорный закон принят и в России. Но у нас организуется федерация спортивного покера и в 2007 году в России покер признан видом спорта! Это открывает возможность покеру оставаться легальной игрок и после закрытия казино. Увы, но задумка провалилась, через 20 дней после закрытия казино 1 июля 2009 года правительство быстренько вымарает покер из списка спортивных игр, поставив его вне закона. К счастью для игроков, наш закон запрещает лишь организацию онлайн игра на территории России, но никоим образом не ограничивает возможность играть в румах, расположенных за рубежом. Таким образом мы и посейчас играем безо всяких проблем в интернете в покер и другие любимые игры :). Принятие антиигорных законов подстегнёт иностранные покер-румы к более активной работе на нашем рынке, последует активная русификация крупных покер-румов, а также появление покера, спонсируемого онлайн покер-румами, на общероссийских телеканалах.
В том же 2006 году открылся PKR - первый (и пока последний) 3D покер-рум. Изначально игра шла только на одном столе, но рум всё равно привлёк внимание графикой, возможностями анимации и кастомизации. Пожалуй, это последний покер-рум, который смог пробиться в число лидеров и получить свою нишу (сейчас они на 14 месте по посещаемости), не уверен, что кому-то ещё это удастся, уж очень сильна сейчас конкуренция, понадобятся или феноменальные маркетинговые расходы, или какой-то необычный технический прорыв.
В 2007 году индустрия онлайн покера пыталась восстановиться после потрясений UIGEA и в целом это удалось, кому-то лучше, кому-то хуже, по крайней мере, до сих пор не было ни одного года, чтобы количество онлайн игроков не росло. На это время (конец 2006 - начало 2007) пришлись два крупных скандала. Началось со скандала с «суперюзером» в Absolute Poker, а чуть позже - аналогичный скандал в Ultimate Bet. В обоих случаях скандалы развивались во многом благодаря активной позиции игроков на популярных покерных форумах. Именно они первыми заметили исключительные результаты некоторых игроков и стали задавать вопросы. Оказалось, что благодаря наличию специально созданных дыр в софте люди, причастные к созданию рума могли видеть все карты игроков и как следствие - выигрывать большие деньги. Интересно, что хотя изначально софт делался разными компаниями и людьми, оба рума принадлежали одной компании. Чуть позже они объединились в общую сеть CEREUS. Сеть пострадала от скандалов, потеряла часть игроков, но приняла меры, провела «раздачу слонов» и сейчас остаётся в числе лидеров по посещаемости.
К 2006-2007 году можно отнести ряд других тенденций в онлайн покере: постепенно становятся менее популярны бонусы, точнее, серьёзно увеличиваются требования по отыгрышу бонуса (до этого в некоторых румах можно было получать по $5 просто за час игры), зато повышается интерес к рейкбеку, который только недавно возник. Также возникают сайты, дающие бездепозитные бонусы и не любимая многими стратегия игры коротким стеком в безлимите. Безлимитный холдем обгоняет по популярности лимит, а короткие столы - длинные. Появляются сайты, специализирующиеся на обучении, делаются первые ВОДы. Практически все (полу-)профессиональные игроки используют во время игры PokerTracker. На FullTilt представлены сверхвысокие лимиты вплоть до $1000/$2000 (лимитный холдем), растёт интерес зрителей к происходящему на этих лимитах. Практически все покер-румы принимают Манибукерс (а некоторые начинают вводить Вебмани), а также разрешают вывод выигрышей на банковские карты, что позволяет вполне удобно играть нашим соотечественникам.
Последние два года (2008-2009) событий, которые можно было бы назвать эпохальными, пожалуй, не принесли (а может просто срок недостаточный, чтобы мы поняли масштаб и значения произошедшего). Эти годы стали порой развития и периодом борьбы лидеров - FullTilt пытается догнать Poker Stars. Появляется всё больше небонусных промо-акций, идёт борьба крупных турниров (FTOPS против WCOOP и появившегося ECOOP), идёт борьба за «засветившихся» в оффлайне игроков, проводятся акции для книги рекордов Гиннеса. Румы также борются с рейкбеком или берут функции возврата рейка в том или ином виде на себя. Крайнее проявление - борьба с сильными плюсовыми игроками, которых начинают «просить» из некоторых румов сетей. Появляются новые форматы турниров, например, популярность обретают ДоНы (Double or Nothing). Развивается покерный софт, датамайнинг, но румы начинают активно бороться с «запрещёнными программами», куда также попадают сайты с базами данных с результатами игроков. У нас в стране возникают школы покера, начинают делаться или переводиться ВОДы, активно переводятся и продаются популярные покерные книги - развивается околопокерный бизнес.
2010 год начался появлением Rush-покера, нового интересного формата игры, борьбой с короткими стеками, а также с первых попыток ввести видео-трансляцию игроков через вебкамеры, может быть, это изменит индустрию, посмотрим, будущее покажет!
Автор: Корешков Юрий.