Китайский покер в открытую (Open Face Chinese Poker часто сокращают до OFC) - игра довольно новая, но очень быстро завоёвывающая популярность среди оффлайновых игроков. Кроме ночной игры между профи во время крупных оффлайн турниров, уже начали проводить и специальные турниры по китайскому покеру, так что в целом его перспективы довольно интересны, хотя скорее только в оффлайне. Из двух версий китайского покера именно открытый получает сейчас большую популярность, потому что игра эта более сложная, гораздо выше неопределённость в процессе игры и дисперсия. Примерно как безлимитный холдем задавил лимитный, так и открытый китайский сейчас побеждает классический, так что интересующимся рекомендую изучать ближе именно эту версию игры. Об основах стратегии игры в открытый китайский покер и поговорим в этой статье (о правилах китайского покера было написано ранее, изучите, если не знакомы).
По большому счёту, в открытом китайском покере (давайте, я буду иногда также использовать сокращение ОКП) есть две основных стратегии игры: консервативная (тайтовая) или агрессивная (лузовая). Первая заключается в том, чтобы правильно собрать все три руки, не нарушив правило сил комбинаций. Сами понимаете, собирая три руки по одной карте, легко можно попасть впросак, ошибиться со старшинством рук и получить автоматом -6 очков (в открытом китайском обычно используется схема 1-6). В общем, тайтовый игрок играет надёжно, без риска, собирает в основном пары, за роялти не гонится, его цель - собрать руку, вероятно, выиграть или проиграть 1 очко и надеяться, что оппонент в погоне за сильной комбинацией таки получит «мёртвую» руку. Агрессивный игрок же целится высоко, он надеется получить приличные роялти за высокие комбинации. Такой игрок рискует, пытаясь собрать, например, флэш или приличную пару на передней руке. В целом, специалисты рекомендуют рисковать. Конечно, рисковать с закрытыми глазами не надо, риск должен быть просчитан, но в целом продуманная попытка собрать высокую призовую комбинацию - путь к успеху в ОКП.
Но о расчётах чуть дальше, начнём же с раскладки стартовых пяти карт. Конечно, изредка вам может повезти, и вы получите отличные карты-монстры. К комбинациям, с которыми у вас не возникнет вопросов, можно отнести готовые сет и выше (сет кладём на ближнюю руку, оставшуюся пару карт распределяем в зависимости от старшинства, обычно мелочь добавляем к сету, а крупную карту - на среднюю руку), а также двухсторонний 4-стрит или 4-флэш дро (они также кладутся вниз). Аналогично вниз кладём двухсторонний 3-флэш дро. Правда, возможны варианты, если при этом необходимо разделить пару... Здесь важно знать, сколько у нас рабочих аутов. Если вы в позиции, то будете видеть карты партнёров. Чем меньше аутов на флэш умерло, тем больше вы должны быть склонны к разбиению пары и использованию дро. «В вакууме» можно посоветовать оставлять флэш-дро, а вот стрит-дро нам менее интересно. Дело даже не в том, что эта комбинация слабее флэша, а в том, что а) за неё дают вдвое меньше бонусных очков, б) её сложнее собрать, так как аутов меньше. Если пара достаточно крупная, то часто выгоднее разбить стрит-дро и оставить пару.
Если вам пришли две пары, то чаще всего они кладутся вниз, повышая шансы собрать в итоге фул-хаус и немалые роялти. Однако стоит разделить две пары на нижнюю и средние руки, если вы видите, что два или более из ваших четырёх аутов на фул уже сгорели. Почему не стоит класть пару наверх? Просто если это мелкая пара, то она на практике часто не особо сильнее, чем К-хай (в открытом покере наверх обычно скидывают мелкий мусор, там нередки итоговые комбинации типа Т-хай), но при этом возрастают шансы собрать «мёртвую» руку. Если уж класть пару наверх, то она должна быть старше шестёрок, чтобы получить бонусные очки, но при этом шансы погореть возрастают ещё сильнее. Дополнительным стимулом положить пару наверх может быть игра с вариацией правил, известной как Fantasy land. В соответствие с правилом фэнтезийной земли, игрок, собравший на верхней руке комбинацию от пары дам, в следующем розыгрыше получает сразу все 13 карт! Представляете, какой это огромный бонус, каковы возможности для высоких роялти! В погоне за фантазией иногда можно рискнуть и положить старшую пару (от дам) наверх.
Если у вас пара, то расположение будет зависеть от величины как пары, так и оставшихся карт. Опять же, мы не будем класть пару вверх, выбираем между низом и серединой. Если пара крупная - она идёт вниз. При этом кикер старше пары - тоже вниз, если кикер младше, то на середину, следующий кикер - вверх, а младшая карта - вниз к паре. Если пара мелкая, то она идёт вниз, старшая карта - в середину, средняя - вверх, младшая - к паре (хотя есть и вариант, когда пара идёт в середину, а крупные кикеры - вниз). Средняя пара будет распределяться в зависимости от старшинства оставшихся карт, логика примерно как в вышеописанных случаях.
Если у вас ничего интересного нет (просто старшая карта), то многое будет зависеть от позиции и известных карт противников, но обобщённая схема следующая: вниз кладём старшие карты примерно от десятки до туза, в середину - от шестёрки до девятки и мелочь до пятёрки - вверх.
В ОКП, как и в других покерных играх, очень важна математика. Но здесь она даже важнее, так как все карты открыты, а психологические моменты и обман оппонентов отсутствуют. Принимая решение, куда какую карту класть, стоит или не стоит пытаться собирать ту или иную комбинацию, необходимо оценивать вероятности улучшения. В целом, вычисления похожи на те, что мы делали и в холдеме, только изрядно сложнее, так как раундов выкладывания карт много... Давайте посчитаем вероятность собрать двухсторонний флэш к трём картам... При этом вы знаете пять своих карт и пять карт противников и там есть одна карта нужной вам масти. То есть неизвестных 42 карты, из них 9 нужных нам. Какова вероятность, что хотя бы две нужные карты придут и мы соберём свой флэш?
Проще всего посчитать при помощи формул комбинаторики. Всего мы выбираем 8 карт из 42, возможное полное количество комбинаций этих самых восьми выбранных карт считается по формуле сочетаний из 42 по 8. В Экселе это функция =ЧИСЛКОМБ(42;8). Чтобы собрать флэш мы должны получить две или более из остающихся девяти карт масти. Проще посчитать обратную вероятность: что мы получим 0 или 1 карту нужной масти, ну и потом вычтем её из единицы, что даст нам искомую. Итак, комбинаций, в которых не будет ни одной карты нужной масти считаем по формуле количества сочетаний из 33 (то есть 33=42-9 - остаётся карт других мастей) по 8: =ЧИСЛКОМБ(33;8). Комбинаций, в которых будет только одна карта нужной масти считаем по формуле =ЧИСЛКОМБ(33;7)*9 (выбираем 7 карт из 33 ненужной масти, и умножаем на 9 различных оставшихся карт нашей мастей). Теперь складываем количество комбинаций без и с одной картой нужной масти, делим на общее количество комбинаций и вычитаем полученное число из единицы. Получим 0,5566, то есть вероятность собрать флэш в наших условиях составят 55,7% - не так уж и много...
Хотел попробовать и вывести общую формулу для подсчёта вероятности собрать любой флэш, но поленился... Это не смертельно сложно, но не уверен, что найдётся много желающих считать :). Надо участь а) вашу позицию и количество оппонентов (от этого будет зависеть количество известных вам карт), б) количество живых аутов, в) «улица», то есть количество остающихся карт. Кому интересно, тот, используя вышеизложенный пример, сможет сам построить в Экселе табличку и получить для себя вероятности улучшения для всех возможных случаев. На самом деле, поклонникам ОКП я советую так и сделать! Конечно, табличка будет покрупнее, чем в шансы банка в холдеме, но зато небесполезная...
Аналогично можно сделать подсчёты для вероятности собрать стрит (хотя тут и сложнее), сет, фул, пару и т.д. В общем, мораль сего раздела такова - всегда стремитесь оценить шансы на улучшение. Будь то шансы на улучшение до желаемой комбинации, так и напротив, шансы получить нежелательную комбинацию (например, пару на верхней руке, которая сделает руку ошибочной).
Кстати, давайте сделаем ещё один шаг вперёд и попробуем оценить, стоит ли собирать флэш с такими шансами... Предположим, что если мы соберём желаемый флэш на нижней руке, то во-первых, получим 4 очка роялти, во-вторых, получим одно очко за выигрыш комбинации, итого +5 очков. Если же флэш собрать не сможем, то получим ошибку и -6 очков. Таким образом выходит, что решение собирать флэш в нашей ситуации имеет МО в 0,557*5-0,443*6=+0,13, как видим, оно слабоположительное. Легко сосчитать, что предельные шансы, при которых стоит собирать флэш, составляют 6/11=54,5%. Ну вот как-то так, непросто, хотя и возможно!
Главное, на что надо обращать внимание в игре - на карты противников. Я заметил за собой, что после игры в классический китайский (где карты противников видим только на вскрытии), я совершенно игнорирую карты оппонента в ОКП :(. Внимательно следить за выходящими картами надо по двум причинам. Во-первых, «мёртвые» карты изменяют ваши шансы на успешный сбор тех или иных комбинаций. Как мы рассматривали в математическом примере выше, наличие карт вашей масти у противника уменьшает шансы собрать флэш. Наличие тех или иных карт у оппонентов часто будет влиять на ваше решение, куда положить очередную карту. Возможно, ваши шансы собрать стрит или флэш заметно уменьшились, так что за ними уже не стоит гнаться, я лучше собрать надёжную пару... Во-вторых, вы должны смотреть, какие комбинации собирает или уже собрал противник. Обычно, если оппонент уже собрал верхнюю руку, вы легко можете его побить, положив на свою карту выше. Тем самым вы гарантируете себе хоть один выигрыш. Если у противника практически собраны сильные комбинации на всех руках, стоит рискнуть, чтобы перебить его хотя бы на одной руке (вы получите -6 что в случае ошибки, что при проигрыше всех трёх рук). И наоборот, если оппонент играет агрессивно и рискует собрать ошибочную комбинацию, лучше сыграть максимально безопасно, не гонясь за силой рук.
Казалось бы, в игре много раундов, сдаётся всего по одной карте, однако позиция всё равно весьма важна и чем больше оппонентов, тем важнее, ибо вы будете видеть больше карт. Это особенно важно в самом начале и конце игры: в начале вы получаете много информации для лучшего расклада карт, в конце одна с умом положенная карта, в зависимости от комбинаций оппонента, может решить судьбу многих очков.
Не гонитесь за стритами! В холдеме стрит и флэш ценятся почти одинаково: сила близкая, ауты на их сбор почти одинаковы. Но в ОКП роялти за стрит в два раза меньше, да и аутов поменьше, так что смысла оставлять 3-стрит дро практически нет, хотя если где-то в начале игры получается 4-стрит дро, и аутов немного сгорело, то почему бы и нет...
Не переоценивайте нижнюю руку. Действительно, обычно с неё начинают раскладку, стараются собрать сильнейшую комбинацию, но и на других руках дают роялти, да и в принципе нижняя рука даёт одно очко, а две другие руки - два :).
Верхняя рука - обычно «мусоросборник», если сомневаетесь, можно туда скинуть разную мелочь. С другой стороны, помните, что проигрывая на других руках, легче всего выиграть на верхней, просто положив одну крупную карту. При этом вместо -6 вы получите -1, что «две большие разницы». Так что не спешите заполнять эту руку мусором до отказа, в этом случае вы точно не сможете выиграть все три руки. Я уже говорил, что пары на верхнюю руку обычно не кладут, но если уж собирать там пару, пусть она будет старше шестёрок, чтобы получить роялти.
P.S. Ещё пару месяцев назад, когда я писал первую статью о правилах китайского покера, я полагал, что эти игры скоро появятся в ведущих покер-румах. Однако сейчас я в этом не уверен... Дело в том, что китайский покер - игра с полной информацией, а значит она просчитывается (как шахматы или нарды). И если симуляторы классического китайского покера есть уже довольно давно, то по открытому покеру ничего не было. Однако буквально недавно появился сайт, предлагающий по подписке услуги расчёта оптимальной игры. Правда, там утверждают, что обычный компьютер с такой задачей не справится, только высокопроизводительные сервера, но становится ясно, что при наличии подобных программ перспективы появления китайского покера на деньги в крупных покер-румах тают... Не исключено, что китайский покер останется нишевой игрой для оффлайна да отдельных специализированных румов, где будет остро стоять вопрос борьбы с использованием софта. Но поживём, увидим.
Автор: Корешков Юрий, по материалам интернета.