В английском есть выражения вроде «next big thing» или в нашем случае даже конкретно «next poker», то есть буквально «следующая большая тема» ну или «следующий покер». Речь о том, что в 2003 году начался бум покера и до 2006 года он рос семимильными шагами. Запрет онлайн покера в США немного темпы понизил, но пока Старсы и ФулТилт продолжали принимать американцев, игра двигалась вверх. Однако после «чёрной пятницы» 2011 года в индустрии онлайн покера наступил кризис. Последние годы трафик продолжает падать, сейчас он уже упал ниже уровня 2006 года, и дна пока не видно. Конкуренция в покере серьёзно растёт, румы активно борются с профессионалами и поощряют рекреационных игроков, чей интерес к игре ослаб. В общем, серьёзные проблемы в любимой многими игре налицо и бывшие игроки активно смотрят по сторонам, в поисках той самой «новой большей темы». А если новая тема будет интереснее, чем нынешний покер, то она и станет главной угрозой игре. В общем, давайте посмотрим, кому пророчат роль наследника покера в умах и карманах нынешних игроков. Забегая вперёд скажу, что основных претендентов два. Ни один полностью покер заменить не может, но один из них предлагает пока легальный способ удовлетворить азарт, а второй - менее меркантилен, но бьёт на интерес и соревновательный аспект.
Итак, наш первый претендент часто скрывается под аббревиатурой DFS, это расшифровывается как Daily Fantasy Sport, что в свою очередь переводят как «ежедневный фэнтези-спорт». Традиции фэнтези-спорта довольно крепки в Америке и происходят из офисных «битв» любителей спорта. Причём слово «фэнтези» не означает, что в спорте участвуют орки и эльфы, речь идёт о привычном классическом спорте вроде футбола, хоккея, баскетбола или бейсбола. «Фэнтезийность» заключается в том, что участники могут составлять свои команды из любых игроков лиги. Такой конструктор «создай команду мечты» и посоревнуйся с другими знатоками спорта. Как оценить результаты собранной команды, ведь в реале она не играет? Для этого разрабатывается система очков, которые начисляются по итогам реальных спортивных состязаний. Например, в футболе за более 60 минут, проведённых игроком на поле +2 очка (менее +1), за гол в зависимости от амплуа по 4-6 очков, за голевую передачу 3 очка, за сухой матч вратарю и защитникам по +3 очка, полузащитникам +1. Но могут быть и штрафы, так -1 очко за каждые два пропущенные гола вратарю или защитникам, -1 и -3 за жёлтую и красную карточки, соответственно, -2 очка за автогол. Есть и ещё ограничения: например, вы не можете набрать команду нападающих, обычно должно быть по 1 вратарю и нападающему, по 3 защитника и полузащитника, и 3 амплуа на выбор (кроме второго вратаря). К сожалению, вы не сможете набрать и сплошных «суперзвёзд» вроде Роналдо, Месси и Неймара одновременно, так как есть потолок зарплат. Вы должны уложиться в некую сумму, понятно, что на всех суперзвёзд вам денег просто не хватит, так что надо искать бюджетных, но перспективных игроков ;).
Вообще изначально команды создавались на сезон, с возможностью замен, после каждого тура в офисах подсчитывались результаты и обновлялись таблицы лидеров. Поэтом эту функцию взял на себя интернет, но прорыва как такового не было, из-за очень большой дистанции, которую не все могли выдержать. Перемены принёс именно ежедневный фэнтези-спорт, когда в расчёт идут лишь матчи одного игрового дня, в крайнем случае - тура. Теперь результаты видны быстро, плюс массированная рекламная атака на ТВ в США, плюс легальность этого довольно азартного развлечения там же в США, где все остальные азартные игры, кроме лотерей, в большинстве штатов запрещены, и в результате рынок расцвёл буйным цветом. Да, я ещё ничего не сказал об «интересе». Игра действительно идёт на деньги (хотя, как и в любом другом молодом и раскручиваемом азартном развлечении, есть свои «фриролы» - бесплатные турниры с реальными призами, в том числе довольно крупными). Возможно несколько типов «турниров» или «соревнований», за участие в которых каждый платит деньги. В принципе, система во многом схожа с покерными турнирами: есть турниры Double-up или 50/50, то есть ДОНы, где деньги получает половина лучших участников (возможны варианты Triple-up, Quadruple-up и т.д., где призовые делит 1/3, 1/4 и далее лучших). Есть Guaranteed prize pool - турнир с гарантированным призом, это те же МТТ, где выплата зависит от вашего итогового места. Может быть возможность сразится с кем-то 1 на 1 и т.д.
Вот такое вот азартное развлечение становится всё более популярным в последнее время, уже несколько покерных профи переквалифицировались в новый вид спорта, тем более, что умный человек всегда найдёт возможность снять сливки в новой забаве, пока там много «рыбы». Пока, правда, DFS сверхпопулярен только в США. Как я уже говорил, объясняется это и тем, что там онлайновый фэнтези-спорт пока легален (хотя уже есть первые судебные решения по запрету на уровне штатов) в отличие от онлайн покера, ставок и казино, и тем, что его активно рекламируют. На рынке США царствуют две компании - FanDuel и DraftKings, но проблема в том, что они работают только с американцами, жителей других стран не берут. В Европе, где есть возможность легально ставить на букмекерах, популярность DFS пока невелика, но под влиянием американцев, наверняка, пойдёт движение и здесь, по крайней мере, сайты, предлагающие фэнтези-спорт, уже есть. Так что если вы разбираетесь в каком-либо из популярных видов спорта, но не слишком успешны в ставках у букмекеров, можете попробовать сразиться с другими любителями на поле фэнтезийного спорта. В любом случае, чем раньше начнёте, тем больше возможностей для заработка ;). Кстати, буквально на днях в новостях прошла информация, что профессиональный игрок в покер Аарон Джонс заработал $5 млн. Только вот в покере он заработал за карьеру в 10 раз меньше, а эту огромную сумму взял на чемпионате по фэнтезийному американскому футболу, которые недавно закончился в Вегасе. Как видите, покерные игроки уже чувствуют откуда ветер дует ;).
Второй конкурент покера - коллекционная карточная игра по мотивам вселенной Warcraft от Blizzard под названием HearthStone. Игра эта идёт только в онлайне на серверах Battle.net, существуют компьютерные и мобильные версии. Возможно, вы знакомы с коллекционными карточными играми по онлайну или оффлайну, самой популярной среди них была MTG: Magic the Gathering. Суть коллекционных карточных игр следующая: играют обычно два человека один на один. Каждый набирает собственную колоду из доступных карт. Карты бывают общие, доступные всем, но бывает и более редкие, мощные, которые надо покупать, выигрывать или изыскивать каким-то образом - поэтому игра и называется коллекционной. В случае с HearthStone игрок создаёт колоду из 30 карт (не больше двух одинаковых), сейчас существует 743 карты, новые появляются с дополнениями к игре. По большому счёту, карты делятся на существ и заклинания. Существа имеют три параметра: мана (стоимость использования), атака (наносимый урон) и защита (жизнь), а также могут иметь дополнительные свойства, часто активируемые при входе карты в игру. Заклинания могут наносить урон, лечить, придавать существам те или иные свойства и так далее. В общем-то, все свойства на картах написаны и по наведению курсора можно получить дополнительное разъяснение, так что проблем разобраться нет. Каждый игрок может выбрать одного из девяти героев, каждый представляет свой класс (от мага до паладина) со своей уникальной возможностью. У каждого из классов героев также могут быть уникальные карты, доступные только ему, есть и общие для всех классов карты. В принципе, для успешной игры надо уметь играть каждым классом и иметь колоду под каждый класс. Герой имеет 30 очков жизни, цель игры - снизить здоровье героя до нуля, в этом случае игрок проигрывает.
Процесс игры следующий: в начале каждый игрок получает по три случайных карты из своей колоды, при желании он может заменить любые карты на другие случайные. Затем случайным образом решается, кто из игроков ходит первым. Тому, кто ходит вторым даётся в качестве бонуса дополнительная карта и «монетка», дающая при активации одну ману. Каждый свой ход игрок получает кристаллы маны, количество их равно номеру хода. То есть первый ход - один кристалл, второй - два, и так далее, но не больше 10 кристаллов (если не используются специальные заклинания), хотя на самом деле игра нечасто превышает 10 ходов. Каждый ход игрок также получает по одной карте из колоды, плюс есть заклинания и способности, приносящие карты. В свой ход игрок может выложить на стол существа или активировать карты заклинаний или использовать возможность героя, но естественно, в рамках имеющейся маны. Понятно, что более сильные существа и мощные заклинания стоят дороже и на первых этапах игры использоваться не могут. Вызванные существа, если не обладают специальной способностью, в ход вызова использоваться не могут. Начиная со следующего хода они могут атаковать либо существ противника, либо напрямую героя. И атакующее, и защищающееся существо наносят урон, равный своей атаке, при этом на полученный от противника урон уменьшается их защита. При достижении защитой нуля или менее существо погибает и убирается со стола. У героя атаки нет, поэтому при нападении на него существа не страдают, а игра, как я уже сказал, ведётся до момента, пока у героя не кончатся очки жизни (защита).
Как видите, игра в чём-то напоминает покер: тут важна интеллектуальная составляющая как при выборе колоды, так и при использовании имеющихся карт. Здесь велика и роль случайности, мы точно также не знаем, какие карты нам выпадут. Это также игра с закрытой информацией - нам неизвестно, какие существа и заклинания «в рукаве» у противника (да, имеющиеся карты противников не показываются, пока не будут разыграны). Конечно, тут есть вариант игры лишь один на один, но интерес здесь поддерживается другим: есть разные режимы игры (обычный между игроками примерно одного уровня, которые выбираются компьютером, режим приключений - прохождение сценария против компьютерных оппонентов, арена - игра с дорогими картами, которые вы выбираете перед битвой, игра идёт до трёх поражений, таверна - игра с выполнением специальных заданий), есть система заданий и вознаграждений за них, наконец, есть стремление собрать как можно больше карт, особенно редких (карты по редкости делятся на обычные, редкие, эпические и легендарные, в начальный набор входит всего 133 обычных карты, так что более 600 ещё можно добрать). Правда, в отличии от покера возможности для заработка денег тут фактически отсутствуют. Скорее наоборот, у вас будет желание потратить деньги. В принципе, игра бесплатна, за выполнение заданий вы будете зарабатывать золото, которое можно использовать на покупки карт, игру на арене, получение доступа к сценариям. Но золото накапливается медленно, а хочется всего и сразу, так что многие предпочитают заплатить деньги, чтобы получить желаемое. Деньги, кстати, не такие и маленькие. Так доступ к сценарию (их сейчас три) стоит 1200 рублей, а пять случайных новых карт - 75 рублей. Теоретически, начать зарабатывать можно, если стать крутым профессионалом: как и по другим видам кибер-спорта по HearthStone проводятся турниры и призовые растут от года в год в геометрической прогрессии. Вообще игре и двух лет ещё нет, а поисковые запросы на тему HearthStone уже обгоняют покерные! Турнирные призы за прошлый год составили больше $1 млн., конечно, до покера далековато, но некоторая перспектива есть. Кстати, многие покеристы увлекаются HearthStone, так на последнем чемпионате состоялся выставочный матч Даниэля Негряну против Бертрана «Elky» Гроспелье. Хоть выиграл и Негряну, а в одну из команд по HearthStone приняли, тем не менее, Гроспелье :). Кстати, буквально на днях ФулТилт начал спонсировать одну из команд по этой игре, надеются, что будет не только движение из покера, но и обратно. Но всё-таки HearthStone - это для развлечения, не для заработка. Игра, где удовольствие от процесса за бесплатно или недорого может получить любой.
В общем, смотрите сами. Покер в данный момент теряет популярность, а DFS и HearthStone растут, причём очень агрессивно. Если вы разбираетесь в спорте, то DFS - возможная ниша для заработка. HearthStone - это скорее для развлечения. Хоть теоретически и есть возможность что-то получить на турнирах - но это совсем для единиц, только для самых лучших. Думайте, пробуйте, сами понимаете, кто раньше встал, того и тапки ;).
Автор: Корешков Юрий