Имиджевая игра – это аспект покера, который лежит по другую сторону тактики и розыгрыша конкретных рук. Имиджевая игра – это всё, что касается вашего и чужого имиджа за столом. Это сумма всего, что вы знаете о других игроках и всего, что они знают о вас. Чтобы создать себе нужный имидж, вы иногда должны будете разыгрывать свои руки странным и неоптимальным способом. Поскольку другие игроки будут видеть эти розыгрыши, ваш имидж начнёт приобретать очертания и работать на вас.
Заметьте, что игра на создание имиджа – это не то же самое, что и обманная игра. Когда мы играем обманно, мы пытаемся увеличить наши шансы на выигрыш денег в данной конкретной раздаче, выполняя приёмы, которые стремятся ввести противника в заблуждение. Например, на префлопе мы колировали чужой рейз с 86o, а затем получили стрит на флопе. Если несколько игроков скажут нам чек, мы можем также сыграть чек вместо бета. Мы понимаем, что мы можем не выиграть дополнительных денег, если поставим прямо сейчас, но с помощью чека, симулирующего слабость, мы сможем выиграть дополнительную ставку (или даже две) на тёрне или ривере, так как позволим нашим противникам усилиться до неплохих, но более слабых рук. Играя обманно, с помощью хитрой игры мы пытаемся увеличить наш доход от конкретной руки.
Когда мы осуществляем розыгрыш, направленный на создание нужного имиджа, то делаем нечто другое. Выполняя такой приём, мы жертвуем доходом от текущей руки, чтобы увеличить наш доход от будущих рук. В этом случае мы похожи на инвесторов, вкладывающих небольшое количество денег от этой руки в неизвестный, но реальный набор будущих рук, надеясь, что в процессе этого мы получим какой-то доход.
Например, предположим, что мы регулярно играем в игру по средним ставкам против группы тайтовых игроков – компетентных, но лишённых воображения игроков. Все игроки довольно хорошо знают друг друга, поскольку много играли между собой раньше. В этот раз мы сели в игру и сделали рейз из ранней позиции с 42o – поскольку мы концентрировались на создании своего имиджа, нас устраивает, что эта рука даже не является одномастной. С помощью этой руки мы собрали две мелкие пары и на вскрытии проиграли игроку с двумя более высокими парами. Вместо того, чтобы обсуждать решение, принятое нами в конкретной раздаче, давайте вернёмся к началу этой ситуации и зададимся следующим вопросом: как эта ситуация повлияла на нашу прибыль в этой раздаче?
С точки зрения доходности самый доходный вариант розыгрыша руки 42o из ранней позиции – это фолд. Фолд имеет нулевое ожидание, а рейз с такой рукой будет иметь отрицательное ожидание, независимо от того, насколько хорошо вы разыграете эту руку. Поэтому рейз будет стоить нам некоторых денег в среднем, не важно, выиграем ли мы эту раздачу, или проиграем.
Но давайте подумаем о будущих раздачах. Предположим, несколько позже этим вечером мы получим пару тузов в первой позиции. Мы сделаем рейз. После нашего рейза из ранней позиции противники могли бы заподозрить, что у нас крупная рука. Но после того, как мы разыграли руку 42o таким же образом в такой же ситуации, противники будут знать, что мы можем играть так и с мусором. Поэтому они будут более склонны к коллу. Таким образом, ценность наших карманных тузов несколько увеличится. Фактически, эффект от нашего розыгрыша руки 42o окажет влияние на многие последующие руки, и ценность всех наших крупных рук возрастёт.
Шахматистам известна эта концепция, поскольку в шахматах она случается часто. Игроки идут на материальные жертвы (иногда жертвуя пешку, а иногда отдавая позицию), чтобы получить от этого выгоду в будущем (развив своё преимущество, взяв под контроль центр доски или получив возможности для атаки). Но центральная идея та же самая: вы жертвуете чем-то конкретным в данный момент ради чего-то большего и реального, но менее осязаемого, что произойдёт позже. Цель таких «имиджевых» розыгрышей состоит в создании опасного и непредсказуемого имиджа. Когда вы делаете какой-то маневр, игроки не будут знать, что вы делаете. Они уже видели, как ранее вы играли таким же образом как со своими крупными руками, так и в качестве блефа. Они не будут уверены в значении ваших бетов, рейзов и колов. Это сделает вас для них тем игроком, против которого они не захотят играть, что будет выгодно для вас в денежном понимании.
«Имиджевые» ходы главным образом используются в ранних раундах торговли – на префлопе и на флопе. Когда вы доходите до ривера, банк уже сильно возрастает. По мере увеличения банка, цена «ошибки» (то есть вашего неоптимального действия в данный момент) возрастает. В этом случае вы можете столкнуться с ситуацией, где текущие убытки могут перевесить будущую прибыль.
Но у вас по-прежнему будут возможности для совершения таких приёмов. Не ставьте постоянно с натсом на ривере, когда вы должны действовать первым. Периодически играйте чек с лучшей рукой и предоставьте противнику возможность попытаться украсть у вас банк.
Игра на создание нужного имиджа может работать на вас на протяжении нескольких часов, или даже на протяжении многих будущих сессий. Предположим, игрок за агрессивным столом хочет включить лимп в набор своих действий на префлопе, потому что чувствует (верно или нет), что он может переиграть своих противников на постфлопе. В этом случае игра может развиться в нескольких направлениях:
1. Наш игрок начнёт входить лимпом со средними по силе руками и некоторыми парами.
2. Его противники, будучи агрессивными, будут рейзить после его лимпов с большим количеством рук.
3. Чтобы претворить свой план в действие, наш герой будет отвечать на эти рейзы.
4. Поскольку противники будут обнаруживать, что он входит лимпом со средними по силе руками, они будут рейзить ещё больше.
5. Наш герой начнёт входить лимпом с некоторыми из очень сильных рук, чтобы сохранить возможность входить лимпом в дальнейшем. В то же самое время, он начнёт рейзить с некоторыми из тех рук, с которыми он лимповал ранее.
6. Противники начнут обнаруживать, что его лимпы могут означать очень сильные руки и будут делать рейзы с меньшей частотой, выбирая для рейзов более сильные руки.
7. В конечном итоге наш герой добьётся грубого равновесия, поскольку сможет лимповать со сбалансированным количеством своих рук и получать рейз от эквивалентно-сбалансированных рук противников. Тем временем, другие игроки также начнут входить в торговлю лимпом.
Правда, необходимо отметить, что к созданию имиджа в онлайне стоит подходить с большой осторожностью. Написанное выше в основном относится к оффлайну... В интернете создание имиджа наталкивается сразу на несколько проблем. Первое - проблема пониженного внимания оппонентов. В оффлайне игроки играют один стол и фактически вынуждены внимательно наблюдать за игрой, так что вы можете ожидать эффекта от ваших имиджевых ходов. В онлайне игроки играют несколько столов, многие параллельно смотрят ТВ, говорят по телефону, читают почту или форумы. В итоге ваша имиджевая игра пройдёт незамеченной для большинства игроков, максимум её запомнит тот игрок, что дойдёт с вами до вскрытия. Второе - высокая ротация игроков в онлайне. В оффлайне люди играют по несколько часов за одним столом, состав игроков меняется редко, а вот в интернете практически каждые десять минут кто-то уходит и другой занимает его место, соответственно, новый игрок не будет знать о вашем прежнем имидже. Так что к созданию имиджа в онлайне стоит подходить с большой осторожностью. Играйте имиджевые раздачи только если есть уверенность, что ваши противники наблюдают за игрой и не склонны к быстрой смене стола (довольно профессиональные игроки, но не играющие очень много столов). Возможно, несколько больше пользы в онлайне от имиджевой игры можно получить в турнирах, нежели в кэше. Тем не менее, периодически приходится слышать истории о игроках, которые садятся за стол и начинают играть маньяка. Они сливают несколько стеков, противники радостно потирают руки, как вдруг маньяк резко улучшает качество игры и отбирает проигранные стеки обратно, да ещё немного сверху прихватывает и идёт на другой стол - создавать имидж там. Будьте осторожны против таких игроков, а если готовы рисковать - можете попробовать сами такой способ игры.
Автор: Дэн Харрингтон, из книги «Кэш по Харрингтону» (перевод не мой, последний абзац как раз мой)